
Административное дело № 2а-12038/2022
86RS0004-01-2022-015482-81
Решение
Именем Российской Федерации
город Сургут 06 апреля 2023 года
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Шерстобитова О.В., при секретаре судебного заседания Ильяшенко И.М., с участием представителей административного истца Хуриновой М.С., Овсянкина Д.В., представителя административного ответчика Военного комиссариата Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Абышевой Л.П., представителя заинтересованного лица ПАО «Сургутнефтегаз» Сарычевой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вахрамеева СВ к призывной комиссии по мобилизации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-мансийского автономного округа-Югры, Военному комиссариату Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу по мобилизации,
установил:
Вахрамеев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ получена повестка о явке в военный комиссариат города Сургута. ДД.ММ.ГГГГ получена повторная повестка и извещение о явке в военный комиссариат. ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии по мобилизации муниципального образования городского округа Сургут ХМАО - Югры был призван на военную службу по мобилизации, определена категория здоровья «А», направлен в воинскую часть. Полагает решение призывной комиссии незаконным и не соответствующим требованиям действующего Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Согласно справкам, выданным начальником отдела кадров ПАО «Сургутнефтегаз» он включен в список граждан, пребывающих в запасе, работающих в Управлении по переработке газа ПАО «Сургутнефтегаз», и на него как полагает должна быть оформлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий и входит в две группы, а именно - код ВЭД - 24.5 код должности - 42555; - код ВЭД - 05 код должности - 42555. Кроме того, в соответствии с указанным законом, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев. Ему была присвоена категория здоровья «А», что не соответствует действительности, поскольку при прохождении комиссии в военном комиссариате какое-либо медицинское обследование в отношении него не производилось, документы подтверждающие наличие, либо отсутствие заболеваний, препятствующие им прохождение военной службы, не запрашивались и не изучались, при наличии сведений о тяжелой травме головного мозга, которая повлекла за собой ряд последствий, повлиявших на состояние его здоровья. После обращения к неврологу военного госпиталя г. Омска ДД.ММ.ГГГГ, с жалобами на головную боль, тошноту, повышенное давление, он был направлен врачом для прохождения дополнительного осмотра и прохождения МРТ головного мозга, по результатам выявлен ряд отклонений и нарушений, на основании чего ему была определена категория «Б», со слов врача невролога состояние его здоровья являлось пограничным между категориями «Б» и «В», что полагает ему дает ему право на отсрочку от прохождения от призыва на военную службу. Полагает его гражданские права нарушены, поскольку на заседание комиссии им было предоставлено достаточно информации для определения в отношении него категории годности В – ограниченно годен к военной службе и принятия решения об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.
Просит признать незаконным решения призывной комиссии по мобилизации муниципального образования городской округ Сургут от 11.10.2022 № 6 о призыве его на военную службу по мобилизации, обязать призывную комиссию предоставить Вахрамееву С.В. отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и военное время.
В судебном заседании представители административного истца на требованиях настаивали, просили удовлетворить административное исковое заявление.
Представитель ФКУ "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" против удовлетворения требований возражала, сослалась на направленную Первым заместителем Министра обороны Методику медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан, призываемых (призванных) по мобилизации в подчиненных воинских частях, организациях и органах Вооруженных Сил Российской Федерации, указав, что материалы являются документами для служебного пользования. Письмо - ходатайство ПАО «Сургутнефтегаз» от ДД.ММ.ГГГГ со списками граждан, пребывающих в запасе, на которых необходимо было оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (один из которых Вахрамеев С.В.), в соответствии с Перечнем должностей и профессий, поступило в Военный комиссариат только 11.10.2022. Вместе с тем пояснила, что бронирование граждан осуществляется согласно плану предприятия, где работник работает согласно штатному расписанию. Сведения о таких лицах направляется в Военный комиссариат, который рассматривает законность бронирования. На момент рассмотрения ходатайства и сверки представленного списка и перечнем должностей Общества, сведения таковые не подтвердились, в связи с чем и было отказано в ходатайстве по бронированию Вахрамеева С.В. Согласно книги учета медицинского осмотра граждан, призываемых на Военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья, установлено, что в период 31.10.2022 – 12.10.2022 сведений об обращении с жалобами на здоровье административного истца данная книга не содержит, соответственно решение законно и обоснованно, прав и законных интересов административного истца не нарушено.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Сургутнефтегаз» Сарычева Л.П. пояснила, что 30.09.2022 специалистом Управления по переработке газа (далее – УПГ, Управление), С.В. Вахрамееву под подпись вручена повестка военного комиссариата города Сургут и Сургутского района о явке в военный комиссариат на основании Указа Президента РФ об объявлении мобилизации и решения призывной комиссии по мобилизации.
03.10.2022 Управлением военному комиссару города Сургут и Сургутского района направлено письмо за № с просьбой рассмотреть возможность аннулировать повестку, выданную С.В. Вахрамееву, а также возможность его бронирования. О том, что 12.10.2022 С.В. Вахрамеев был призван на военную службу по мобилизации, он сообщил по телефону заместителю начальника Управления.
ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ военного комиссариата города Сургута и Сургутского района (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) о том, что оснований для аннулирования повестки С.В. Вахрамееву по частичной мобилизации не имеется, т.к. на момент вынесения призывной комиссией постановления от 23.09.2022 № 2 должность С.В. Вахрамеева не была включена в список граждан об отсрочке по мобилизации и в военное время.
20.10 2022 Управлением повторно подан список в военный комиссариат, однако В.С. Вахрамеев был мобилизован и в список включен не был.
В настоящее время обязанности ведущего инженера по ГО и ЧС временно исполняет работник УПГ, работа в указанном направлении ведется, что свидетельствует о том, что интересы Общества не нарушаются. С 12.10.2022 и по настоящее время С.В. Вахрамеев на рабочем месте отсутствует, на звонки не отвечает. Просят оставить принятие решения на усмотрение суда.
Административное дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности).
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из статьи 19, 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 5 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 852 (ред. от 04.10.2021) "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований") порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 8).
Согласно подпункту б пункта 22 вышеуказанного Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции в период мобилизации: уточнение объема и сроков поставки ресурсов отделом (муниципальным); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания отдела (муниципального) в плановые сроки; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания отдела (муниципального), а также на маршрутах движения ресурсов; обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», постановлено: 1. Объявить с 21.09.2022 в Российской Федерации частичную мобилизацию.
2. Осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
3. Установить, что уровень денежного содержания граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, соответствует уровню денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
4. Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным настоящим Указом.
5. Установить в период частичной мобилизации следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации:
а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
6. Правительству Российской Федерации:
а) осуществлять финансирование мероприятий по проведению частичной мобилизации;
б) принять необходимые меры для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в период частичной мобилизации.
7. Для служебного пользования.
8. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации.
9. Предоставить гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 17 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закона № 31-ФЗ) призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами.
Согласно вышеуказанным нормам, призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При этом, при частичной мобилизации военный комиссариат осуществляет персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, выписывает и вручает мобилизационные предписания, а также проводит мероприятия по обеспечению этой работы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам в том числе: - забронированным в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации; -признанным временно не годным к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев.
В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Закона № 31-ФЗ организации обязаны выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях.
Судом установлено, что решением призывной комиссии по мобилизации муниципального образования городской округ Сургут от 11.10.2022 № 6 призван на военную службу по мобилизации Вахромеев С.В.
Согласно подпункту б пункта 22 вышеуказанного Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции: б) в период мобилизации: уточнение объема и сроков поставки ресурсов отделом (муниципальным); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания отдела (муниципального) в плановые сроки; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания отдела (муниципального), а также на маршрутах движения ресурсов; обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Таким образом, Положением о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям, не предусмотрена обязанность призывной комиссии осуществлять медицинский осмотр и медицинское освидетельствование граждан.
Необходимость руководствоваться положениями методики медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу по мобилизации, утвержденную Первым заместителем Министра обороны РФ, которая направлена в Военный комиссариат для служебного использования, также не свидетельствует об обязанности призывной комиссии осуществлять медицинский осмотр и медицинское освидетельствование граждан при призыве на военную службу по мобилизации, поскольку указанная методика не имеет силы закона.
Согласно книги учета медицинского осмотра граждан, призываемых на Военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья, установлено, что в период 31.10.2022 – 12.10.2022 сведений об обращении с жалобами на здоровье административного истца данная книга не содержит.
Согласно статье 5.1 Закон о воинской обязанности, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - Не годен к военной службе.
Довод стороны административного истца о том, что административному ответчику необоснованно присвоена категория «А», судом отклоняется, поскольку определение категории годности при призыве на военную службу по мобилизации по смыслу статьи 5.1 Закона о воинской обязанности не предусмотрено.
Согласно статьи 22 Закона N 31-ФЗ бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований об обязании призывной комиссии города Сургут и Сургутского района ХМАО-Югры предоставить Вахрамееву С.В. отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и военное время.
Доводы стороны административного истца о том, что административному истцу должна была быть предоставлена отсрочка в связи с тем, что граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (ч. 2 ст. 23 Закона N 31-ФЗ), не могут быть приняты во внимание, поскольку данная норма прав предусматривает освобождение на время предоставленной отсрочки, которая на момент призыва административного ответчика на военную службу представлена не была.
Как пояснил представитель заинтересованного лица ПАО «Сургутнефтегаз» Сарычева Л.П. должность, которую занимал административный истец в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не предусматривает освобождение от призыва на военную службу, либо включения ее в список граждан, на которых необходимо оформит отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и военное время.
Таким образом, суд не усматривает оснований для отмены решения призывной комиссии по мобилизации муниципального образования городской округ Сургут от 11.10.2022 № 6 о призыве на военную службу по мобилизации Вахромеева С.В..
Суд также отмечает, что административный истец не лишен возможности уточнить категорию годности его к военной службе с учетом имеющихся у него заболеваний при предоставлении всех соответствующих медицинских документов в военной части, в военном госпитале г. Омска, где он проходил осмотры после призыва, подтверждающих наличие у него заболевания, которые не предоставлялись и не предъявлялись при мобилизации.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Вахрамеева СВ к призывной комиссии по мобилизации муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Военному комиссариату Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу по мобилизации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.04.2023.
Судья О.В. Шерстобитов
КОПИЯ ВЕРНА 07 апреля 2023 года
Подлинный документ находится в деле № 2а-4525/2023
86RS0004-01-2022-015482-81
Сургутского городского суда ХМАО-ЮГРЫ
Судья Сургутского городского суда
_____________________________ О.В. Шерстобитов